Умный дом — 11 принципов
В этой статье мы поговорим об умных домах и интернете вещей. Здесь не будет описания оборудования, сравнения производителей, технических терминов или схем. Вместо этого мы обсудим кое-что более важное — принципы, которые используются для организации умных домов. Что-то похожее на три закона робототехники Айзека Азимов.
Умный дом — это система, которая может выполнять какие-то повседневные дела вместо человека. Это подводит нас к первому и главному принципу:
1. Умный дом должен делать жизнь проще.
Умный дом — это система для жизни, а не игрушка. Система, состоящая из большого количества приборов — это ещё не умный дом.
Любое устройство нужно проверять по этому принципу. Если он не облегчает жизнь, и нет понимания, как его использовать, чтобы облегчить жизнь, то это устройство не для умного дома.
Второй по важности принцип — это то, как пользователь взаимодействует с умным домом.
2. Хорошее взаимодействие с пользователем важнее функциональности.
Крутой инструмент, которым сложно пользоваться, не стоит и копейки. Удобные и надежные устройства с ограниченными функциями гораздо лучше по сравнению со сложными устройствами для всех возможных применений.
3. Система не должна нарушать уже сформировавшиеся привычки пользователей.
Умный дом — это небольшая часть жизни человека. Обычно продолжительность жизни человека превышает срок эксплуатации системы. Значит, системы будут приходить и уходить, а жизнь человека продолжаться. И эта жизнь полна сформировавшихся привычек относительно яркости света, положения переключателей и того, как вам удобно управлять светом и климатом.
Привычки нельзя изменить силой. Новое можно предлагать, но нельзя принуждать.
Мы никогда не скажем вам: «Теперь вы будете включать свет в смартфоне, потому что это современно, стильно и круто». Это противоречит этому принципу, а также некоторым другим.
Что же делать? Если новый способ действительно удобен для вас, вы сами выберете его. Все, что мы можем и должны сделать, — это предоставить вам выбор.
4. Устройства с одинаковыми функциями должны управляться одинаково.
Вам не обязательно знать, что водяной клапан управляется одними командами, а кран — другими. Если они оба контролируют воду в трубе, у них должны быть одинаковые интерфейсы на уровне пользователя: «открытая вода», «закрытая вода».
Мы живем в физическом мире. Тело и мозг человека созданы для взаимодействия с физическими объектами. Это подводит нас к следующему принципу.
5. Физическое устройство управления лучше виртуального.
Любые приложения на смартфоне, даже самые лучшие, не так хороши, как обычный физический выключатель в нужном месте.
Другое дело, что выключатель должен располагаться именно в нужном месте . Это приводит к другому правилу:
6. Беспроводные системы лучше проводных.
Проводные системы надежны, но только беспроводные системы позволяют установить новый выключатель или реле без ремонта комнаты. Но есть и исключения:
Плохие беспроводные системы хуже проводных.
Для хорошей беспроводной системы не важно, как далеко находятся устройства от контроллера. Хорошая беспроводная система — та, которая использует mesh-сеть, например, оборудование на протоколе Z-Wave. Остальные варианты, включая Wi-Fi, не очень хороши.
7. Ремонт, обновление, обслуживание и диагностика должны быть простыми.
Замена сломанного устройства не должна быть катастрофой, из-за которой придется поменять всё, система должна быть модульной. Конечно, вам не нужно ремонтировать устройство самостоятельно, для этого можно обратиться к нам в поддержку. Но если оно выйдет из строя, у вас должна быть возможность самим заменить его. Иначе это противоречит этому принципу создания умного дома.
8. Умный дом не должен совершать потенциально опасные действия без уведомления пользователя или получения от него подтверждения.
Единственный способ не допустить, чтобы ошибка повлекла серьезные последствия, — это ограничить самостоятельные действия системы. Потенциально опасные действия должны выполняться только тогда, когда пользователь проинформирован о них или, что еще лучше, после того, как пользователь их подтвердит. Свет может включаться автоматически, ошибка в программном обеспечении разбудит пользователя ночью или увеличит его счет за электричество. Это неприятно, но не опасно. Но, например, водопроводные краны нельзя открыть автоматически. Это не означает, что автоматическое управление обогревателями или котлами запрещено. Это всё можно, но наша задача сделать это так, чтобы любая потенциальная опасность была предотвращена.
9. Система должна иметь опции самоконтроля и самодиагностики.
При разработке умного дома нужно быть немного параноиком. Интернету нельзя доверять, он может быть отключен. Коду нельзя доверять, могут быть ошибки. Можно ли доверять оборудованию? К 500-ваттной розетке может подключить киловаттный чайник даже пользователь. Таким образом, требуются датчик напряжения, датчик тока и датчик температуры. Если температура выходит за пределы — выключить все и отправить предупреждение. Если ток превысил пределы — выключить все. Если включается реле и нет напряжения — нужно уведомить об этом пользователя. На этапе проектирования необходимо предусмотреть множество нюансов и установить защиту.
10. Система должна иметь ручное управление.
Даже если принять во внимание все паранойи, может возникнуть ситуация, когда все элементы управления выйдут из строя или что-то сломается. Это может быть коммутатор, роутер или центральный хаб. Но что же делать, если хочется включить свет в туалете?
Всегда должна быть кнопка, которая может включить или выключить свет в ручном режиме, кнопка, которая может включать и выключать свет прямо сейчас. Ведь доставка нового контроллера займет время, а свет в спальне нужно выключить сегодня вечером.
11. Документация: это так же важно, как оборудование и код.
Неважно, насколько круто наше оборудование или насколько хорошо программное обеспечение, если пользователь не может понять, как запустить систему и как с ней работать. Хорошая документация — это та, после прочтения которой пользователь не думает обращаться в техподдержку или не дает отрицательной оценки умственным способностям разработчика. Такую документацию написать невозможно, но всегда есть к чему стремиться.
В этой статье мы попытались описать опыт использования и разработки таких систем и работы с ними по 11 принципам. Часть из них может показаться надуманной, другие являются спорными или избитыми, это нормально.
Источник: Smartspace.one